Деятельность проекта «Сибирские умельцы» - часть многолетней программы «Славянское разноцветье», реализуемой с 2004 года. Данный проект направлен на сохранение и развитие культурных ценностей россиян, включая народные промыслы жителей региона Сибирь. За это время программа доказала свою жизнестойкость. Существуя за счет спонсорских взносов заинтересованных лиц, проявила себя в региональном конкурсе творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» на Сибирской ярмарке «УЧСИБ – 2009», получив диплом , в конкурсе Ленинского района, посвященном 65-летию Великой Победы над фашистской Германией, получив грамоту победителя и других акциях. Уникальная культура сибиряков известна далеко за пределами края. Её самобытные элементы бережно передаются подрастающему поколению умудрёнными опытом мастерами Сибири в рамках данной программы. Знакомство с творческим наследием сибирских умельцев помогает педагогам школы осуществлять патриотическое воспитание учащихся - видеть процесс создания народных шедевров талантливыми руками простых людей, укреплять национальное самосознание молодёжи через восхищение рукотворными произведениями искусства старшего поколения, воспитывать в труде и красотой. Живой интерес к рукотворному искусству детей, их родителей, общественности мотивирует работу по сотрудничеству разных поколений в деле сохранения и развития народных промыслов Сибири. В условиях перехода к стандартам второго поколения накоплена база для психолого-педагогического обобщения опыта культурной деятельности, встают задачи оформления методического сопровождения программы, отработана технология деятельности по программе ,которая требует на данный момент осмысления на качественно новом уровне. Сегодня в наших руках соединились многие нити взаимодействия с мастерами прикладного искусства Новосибирска - Романовым В.К., членом Профессионального Союза Художников России , Райзвихом И. Г., Шевяковым Н.П.- мастерами – корнепластами, Новосибирской области - Верещагиной О. - мастером изделий из соломки, Степанченко Ириной- мастером- берестянщицей, Томска - Крекиным И. - мастером деревянной скульптуры, Юрги - Михайловым С.- художником резьбы по дереву, Бердска -Удобкиной С.- художником – керамистом, общественностью города Новосибирска - сотрудниками Краеведческого музея города Новосибирска в лице заведующей выставочным залом Кипнис Р.И., директором Новосибирского государственного областного Дома народного творчества в лице Жигановой Л.А., налаживаются связи с ресурсным центром общественных объединений Ленинского района города Новосибирска в лице Емельяновой Н.Н., достигнута устная договорённость о проведении выставочных работ в залах центра учащимися и выпускниками школы, их родителями, интересными людьми разных возрастов.
Некоммерческое Партнёрство «Попечительский совет Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа № 191» получило свидетельство Федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридического лица 01.03.2006 года, с этого времени организация ведёт активную деятельность по содействию развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - Средней Образовательной школы №191, в частности помогает в организации конкурсов различных уровней, находит средства для обеспечения проектов и программ развития духовно- нравственных качеств учащихся школы, оказывает психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей «группы риска». Высшим органом управления Партнёрства является Общее собрание , которое избирает Председателя из числа своих членов сроком на 2 года. Общее собрание родителей насчитывает 40 человек, в собрание входят по 1 родителю от класса. В деятельность проекта « Сибирские умельцы» включаются учащиеся МБОУ СОШ № 191, №27,№48 разных возрастов и социальных групп ,мастера прикладного искусства Новосибирска, НСО, Томска, Бердска, Кемерово, Юрги, для организации мероприятий привлекаются родители общеобразовательных учреждений, интересные люди, занимающиеся прикладным искусством. Исполнители проекта имеют компьютер, проектор, DVD-проигрыватель, выход в Интернет, флеш-карты для сотрудничества с представителями разных поколений по сохранению и развитию народных промыслов Сибири.
В современный период глобализации «человеческий капитал» рассматривается как ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Новый тип общественного устройства - информационное общество предполагает развитие креативности личности, высокую степень адаптации к изменяющимся условиям. Эффективное развитие человеческого капитала возможно только при специально созданных для этого условиях. Работа по их созданию - основная задача, стоящая перед национальным правительством, педагогами России, мастерами искусств - носителями духовного наследия народа. Люди – источник инноваций, а инвестиции в человеческий капитал- основа для долгосрочного и устойчивого стратегического развития России. Человеческий капитал – главный стратегический ресурс, от квалификации, потенциала, степени сплочённости которого зависит будущее России. Основой полноценного развития подрастающего поколения является духовно- нравственное воспитание.
В условиях современной России в большой степени происходит переоценка вековых ценностей молодёжи, падение нравов, распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании, потеря жизненных идеалов, моральное разложение молодого поколения, остро нуждающегося в образцах нравственного поведения старшего поколения.
формирование духовно - нравственных ценностей обучаемых через включение их в сотрудничество с представителями разных поколений по сохранению и развитию народных промыслов Сибири.
1. Способствовать формированию общественно-значимых качеств личности обучающихся, таких как нравственность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие, любовь к Отечеству, адаптирующих детей к жизни в обществе через развитие коммуникативной компетенции.
2. Организовать сотрудничество разных поколений для развития практико-ориентированной компетенции обучаемых в условиях учебно-воспитательного пространства школы.
3. Развивать материально – техническую, психолого-педагогическую, методическую базу проекта «Сибирские умельцы».
1. Формируется база данных «Сибирские мастера прикладного искусства».
2. Налаживаются контакты сотрудничества разных поколений для реализации совместной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов.
3. До начала проекта идет подготовительный этап включения в практико-ориентированную деятельность
4. Дети и подростки знакомятся с мастерами прикладного искусства, их ярким красочным миром, вместе с родителями и педагогическим коллективом.
5. За время реализации проекта будут собраны материалы дорогого, полезного, ценного духовного наследия старшего поколения мастеров прикладного искусства, оформлены альбомы творческих работ подрастающего поколения.
6. Планируется выпуск печатных изданий.
Март 2011г. – организационный этап
Апрель - октябрь 2011г. – деятельностный этап
Ноябрь 2011г. – контрольно-оценочный этап
Оценка результатов:
Оценка эффективности достижений, поставленных перед проектом задач, будет происходить следующим образом:
1. Через создание банка данных о наиболее эффективных формах воспитательного взаимодействия коллектива – инициатора проекта и активных участников проекта.
2. Публикацией материалов, накопленных в результате осуществления проекта в СМИ, печатных изданиях.
3.Предоставлением кино, фотоматериалов, созданных в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Через реализацию проекта «Сибирские умельцы» будет внедрен в образовательно-воспитательный процесс МБОУ СОШ №191, МБОУ СОШ №27,МБОУ СОШ №48 практико - деятельностный подход в воспитании духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Учащиеся школ получат опыт активной общественно-значимой деятельности, что позволит им осознать себя в этой деятельности и предоставит возможность определиться в своём дальнейшем развитии.
Педагоги школ смогут познакомиться с технологией работы по духовно-нравственному воспитанию детей через организацию сотрудничества с мастерами прикладного искусства Сибири.
Коллектив школы планирует проведение районного семинара по обмену опытом работы духовно-нравственного направления.
В перспективе возможно создать опытную площадку на базе МБОУ СОШ № 191 Ленинского района г. Новосибирска для передачи опыта духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через сотрудничество разных поколений по сохранению и развитию народных промыслов Сибири.
2) Проект ««Славянское разноцветье» в сотрудничестве с атаманами Сибирского казачьего округа», к 65-летию Победы СССР над фашистской Германией
Цель проекта: воспитание патриота родного края через изучение традиций сибирского казачества.
Задачи проекта:
1.Развивать деловые и творческие связи с представителями Сибирского казачьего округа.
2.Воспитание качеств «Сибирского характера» у участников проекта.
«Казаки вносят огромный вклад в дело защиты Родины. Сохраняя традиции крепости духа службы в армии…» Городецкий В.Ф.
И звучит ответ атаманов и казаков Сибирского Войска: «Служим России, городу Новосибирску, православной вере и казачеству…»
-Любо!!!
Основные черты сибирского характера, которые в чести у сибирских казаков:
1.Выносливость
2.Упорство
3.Благожелательность
4.Честность
5.Искренность
6.Прямодушие
7.Расовая непредубежденность
8.Демократизм
9.Трудолюбие
10.Немногословие
11.Терпеливость
12.Нескупость
13.Неподкупность
14.Уравновешенность
15.Сдержанность
Казаки в Великой Отечественной Войне 1941-1945.
Вероломное нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. вызвало среди казаков, как и всего советского народа, огромный подъем патриотизма. По станицам и хуторам прокатилась волна митингов. Участники их клялись громить врага до последнего вздоха.